Проект Green InterTraffic подвел итоги второго года реализации

Подведены итоги второго года реализации российско-финского проекта «Применение инновационных решений для повышения экологической безопасности международных автодорожных перевозок в приграничных регионах России и Финляндии» (Green InterTraffic). Проект реализуется в рамках Программы приграничного сотрудничества «Юго-Восточная Финляндия-Россия» 2014-2020 (далее - Программа).

Предполагалось, что проект, инициированный консорциумом партнеров (Санкт-Петербургской торгово-промышленной палатой, Санкт-Петербургским государственным университетом, Финским метеорологическим институтом, Лаппеенрантским технологическим университетом, Институтом радарной метеорологии и Группой компаний «Транспортная интеграция»), завершится в конце ноября 2020 года. Однако из-за ограничений, вызванных пандемией коронавируса, партнеры проекта были вынуждены продлить часть работ. В связи с этим проект закончится в конце марта 2021 года. При этом основная часть мероприятий, запланированных на второй год реализации проекта, была выполнена.

В рамках проекта проведен широкий спектр измерений.

Завершены измерения по термокартированию по четырем сезонам года на дороге Е18 Санкт-Петербург – Хельсинки. Предварительно построен температурный профиль дороги, подготовлен прогноз погодных условий вдоль дороги.

Проведены измерения по качеству воздуха. В сентябре 2020 года инновационные датчики качества воздуха AQT компании Vaisala, с помощью которых измерения проводились в течение года, были сняты с территории России. Два датчика на финской территории продолжают свою работу. Цель измерений состояла в получении годовых данных, чтобы проектная команда могла проанализировать результаты, сделать выводы и дать рекомендации по дальнейшему использованию датчиков. Все данные фиксировались и размещались на соответствующем ГИС-инструменте. Результаты представлены в Отчете о качестве воздуха.

Проведены погодные измерения. Впервые в рамках проекта организован обмен погодными данными в режиме реального времени с 6 RWS (дорожных метеостанций) со стороны России и 15 RWS со стороны Финляндии на единой цифровой платформе, позволяющей всем участникам дорожного движения учитывать состояние дорожного покрытия и многие другие параметры, заранее выявляя опасные моменты. Применены инновационные методы прогнозирования осадков, основанные на данных доплеровского двухполяризационного метеорологического радара, для информирования пользователей дороги Е18 о времени начала и окончания осадков. Эта система продолжила работу в течение всего второго года проекта в режиме реального времени. Данные актуализируются через каждые 10 минут.

Также за второй год проекта было проведено пять измерений с использованием мобильного лидарного комплекса на территории РФ для понимания формирования аэрозольных загрязнений и их вертикального распределения в нижних слоях атмосферы. Из-за трудностей пересечения российско-финской границы, возникших в связи с пандемией COVID-19, измерения проводились только на российской стороне. Однако была разработана статистическая модель, на основе которой была проведена экстраполяция исходных данных, что позволило получить необходимые оценки по финской стороне.

На основе всех вышеуказанных измерений была разработана Общая модель экологического статуса международных автоперевозок Россия-Финляндия, созданная для объединения основных результатов проекта. Смысл этой работы состоял во всестороннем исследовании того, как одновременно могут поддерживаться безопасность дорожного движения и его экологичность.

Основные результаты проекта представлены в следующих ГИС-инструментах: «Приграничные наблюдения и прогнозы погоды на дорогах», «Приграничная информация о радиолокационных данных и прогнозы осадков», «Тепловая модель дороги вдоль трассы Е18 между Санкт-Петербургом и Хельсинки», «Приграничные лидарные измерения», «Измерения датчиков AQT в приграничном регионе», «Прогнозы развития транспортной инфраструктуры и дорожные карты», «Расчет выбросов в атмосферу».

Указанные ГИС-инструменты открыты для широкого круга лиц и могут применяться при планировании технического обслуживания дороги, грузоперевозок, поездок и принятии других решений. Они отражают общие российско-финские зеленые подходы и меры по обеспечению экологической и транспортной безопасности. 

В течение второго года партнеры проекта подготовили ряд исследований.

В Руководстве по оценке парниковых газов и других выбросов в атмосферу от дорожного транспорта анализируются выбросы на участке дороги Е18 Хельсинки-Санкт-Петербург. Основной целью Руководства стало предложение общих подходов для расчёта выбросов от дорожного движения для всех заинтересованных сторон. Представленные предварительные оценки выбросов направлены на то, чтобы привлечь больше внимания к региону, уменьшить антропогенное воздействие на окружающую среду и, как следствие, на здоровье человека.

Партнером проекта – Лаппеенрантским технологическим университетом – был проведен специальный опрос использования автомагистрали Е18 транспортными компаниями. Целью исследования стало изучение развития международных автомобильных перевозок между Финляндией и Россией с точки зрения финских компаний, работающих в сфере логистики, транспорта и экспедирования. Результаты показали, что рост автомобильного грузового бизнеса несколько стагнирует, а международные перевозки между Финляндией и Россией в некоторой степени снижаются. Тем не менее, автомагистраль E18 рассматривается как безопасная и быстро работающая дорога, и инвестиции в нее были успешными.

Другими важными разработками стали Зеленая дорожная карта и Дорожная карта по созданию Интеллектуальной транспортной системы для беспилотного транспорта. Зеленая Дорожная карта дает основные направления реализации мер, в том числе повышения энергоэффективности существующего парка транспортных средств, расширения использования альтернативных видов топлива, развития транспортной инфраструктуры и управления мобильностью. В Дорожной карте по созданию Интеллектуальной транспортной системы рассмотрены меры по развитию данной системы и связанных с ней цифровых сервисов.

В рамках проекта была сформирована целевая группа, в которую входят представители операторов грузовых и пассажирских перевозок, дорожно-эксплуатационных и ремонтных служб, туристических и экологических компаний (14 российских и 6 финских компании). Сейчас прямые связи с ними развиваются более активно: они используют результаты проекта в своей деятельности, взаимодействуют друг с другом и т. д. На заключительном этапе реализации проекта эта работа будет продолжена и завершена.

В связи с новыми обстоятельствами, вызванными пандемией, запланированные мероприятия проектная команда провела в онлайн-формате.

10 сентября состоялся семинар по безопасности дорожного движения, дорожной погоде, расчетам выбросов дорожно-транспортных средств и качеству воздуха. Семинар был ориентирован на финских представителей целевых групп проекта. Основными темами стали исследовательское сотрудничество Финляндии и России в области дорожной погоды и качества воздуха, выбросы автомобильного транспорта на дороге Е18, результаты оценки качества воздуха и измерений датчиков вдоль дороги.

В дистанционном формате были проведены и образовательные мероприятия. Партнерами проекта был разработан пилотный учебный курс для российских и финских целевых групп проекта, включающий общий подход, методологию, практические рекомендации - все результаты прикладной научной и экспертной деятельности по проекту. Авторы курса провели встречи с участниками обучения и ответили на возникшие вопросы по темам курса.

В сентябре руководством Программы был организован День европейского сотрудничества. Руководитель проекта, вице-президент Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты Людмила Карелина представила проект Green InterTraffic и рассказала о достигнутых результатах.

Освещение деятельности по проекту, его результаты, прозрачность взаимодействия между партнерами, позитивный подход к приграничному сотрудничеству и адаптация к новым обстоятельствам, вызванным пандемией коронавируса, были высоко оценены Программой. По итогам года проект Green InterTraffic вошёл в тройку победителей премии Good Communication Awards 2020.

* Все указанные материалы и разработки по проекту доступны на сайте https://greenintertraffic.ru/.

22 января 2021