Образовательный курс состоит из 8 занятий, которые представлены в виде лекций и учебных материалов:

1.ВОЗМОЖНЫЕ ПРИЧИНЫ ИЗМЕНЕНИЯ КЛИМАТА И ДЕЙСТВИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО СООБЩЕСТВА ПО МИНИМИЗАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ/СПбГУ
Лекция знакомит слушателей с проблемой изменения климата. Это первая лекция и является введением в образовательный процесс. В лекции содержатся сведения о факторах формирующих климат, а также о возможных причинах климатических изменений. Особое внимание уделено современным изменениям, процессу глобального потепления. Рассматриваются вклады различных источников естественных и антропогенных парниковых газов и других термодинамически активных примесей. Представлены прогнозы дальнейшего увеличения приземной температуры воздуха и возможные последствия, в том числе для населения, вследствие прогнозируемых изменений климата. Обсуждаютсявозможныепутисокращенияобъемовантропогенныхвыбросов. 

2.ЗАГРЯЗНЕНИЕАТМОСФЕРЫАВТОМОБИЛЬНЫМТРАНСПОРТОМ: ФИЗИКАИМОДЕЛИ/СПбГУ
В лекции рассматриваются подходы к моделированию переноса загрязнений от автомобильного автотранспорта. Антропогенные загрязнения, поступающие в атмосферу, переносятся и рассеиваются, а также выпадают на подстилающую поверхность, осаждаются на препятствия, вымываются осадками, вступают в химические реакции, распадаются и т.п. Движущийся автотранспорт, как правило, считают линейным наземным источником. При описании поля концентрации примеси от источника обычно используют два типа моделей. Первые используют полуэмпирическое уравнение турбулентной диффузии с задаваемыми коэффициентом диффузии и средней скоростью ветра (K-модель). Вторые – распределение Гаусса для рассеяния примеси (статистическая модель). Оба типа моделей зависят от пространственных и временных масштабов.

3.ОБЗОР СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ВАЛОВОГО ОБЪЕМА ВЫБРОСОВ ПАРНИКОВЫХ ГАЗОВ И ПРОЧИХ ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ ОТ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА/ТИ
В результате ознакомления с материалом лекции слушатели получат представление об основных подходах к оценке валового объема выбросов парниковых газов и прочих вредных веществ от автомобильного транспорта расчетным методом; ознакомятся с основными существующими отечественными и зарубежными методиками и расчетными инструментами оценки валового объема выбросов парниковых газов и прочих вредных веществ; получат представление о составе и порядке сбора исходных данных, необходимых для расчета валового объема выбросов парниковых газов и прочих вредных веществ. В дополнении, вы ознакомитесь с основными аспектами развития транспортной инфраструктуры на дороге Е18.

4.РАСЧЕТ И АНАЛИЗ ВЫБРОСОВ ОТ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ/ LUT
В этой видео-лекции вы узнаете, как оценить выбросы от автомобильного транспорта, как пассажирского, так и грузового. Лекция знакомит с темой через пару примеров. Кроме того, представлено несколько существующих хранилищ данных с открытым доступом. Наконец, результаты вычислений, сделанных во время этой лекции, анализируются, чтобы точно определить, что могут показать относительно простые вычисления. Эти примеры помогут вам понять, какая информация и данные необходимы для расчета и анализа выбросов от автомобильного транспорта в отношении вашей конкретной компании, региона или конкретного интересующего вас случая. Этот модуль также содержит тест для дальнейшей практики того, что было извлечено из видео лекции.

5.РАСЧЕТ И АНАЛИЗ ВЫБРОСОВ ОТ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ КАЧЕСТВА ВОЗДУХА/FMI
Первая часть видео-лекции поможет вам оценить выбросы оксида азота и твердых частиц в результате дорожного движения. Представлена процедура и показаны примеры. Во второй части видео лекции будет рассказано, как оценить влияние на качество воздуха выбросов от дорожного движения. В лекции объясняются основы моделирования дисперсии качества воздуха и руководящие принципы ВОЗ в отношении концентраций качества воздуха для диоксида азота и мелких твердых частиц.

6.ДОРОЖНЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ПОГОДОЙ, ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ ДОРОЖНЫХ ПРОГНОЗОВ ПОГОДЫ/FMI
Качественная информация о погоде на дорогах является необходимым условием для обеспечения плавного и безопасного передвижения, особенно в суровых зимних условиях. В этой лекции приведены примеры того, как эффективно использовать дорожные наблюдения и прогнозы погоды, разработанные в рамках проекта GreenInterTraffic, для эффективного планирования поездок с учетом погодных условий вдоль трассы E18.

7.ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ТРАССЫ Е18/ИРАМ
В этой видео-лекции вы узнаете, как устроены метеорологические наблюдения на дорогах Российской Федерации, какие метеорологические параметры измеряются. Так же вы узнаете, как формируются метеорологические прогнозы, какие они бывают, и что нужно для того, чтобы прогноз был точным. Мы разберем, какие метеорологические факторы могут влиять на транспортную безопасность, и как правильно оценить дорожные условия, исходы из фактической погоды. Из видео-лекции вы узнаете основные факторы, влияющие на экологическую безопасность, а также роль метеорологических факторов, влияющих на выбросы автомобильного транспорта. На примере использования ГИС GreenInterTraffic вы узнаете, как можно получить метеорологическую информацию для оценки транспортной безопасности трассы Е-18. Тесты после окончания изучения данной лекции помогут оценить объем усвоенной информации по теме.

8.ПРИБОРЫ И МЕТОДЫ ОЦЕНКИ АНТРОПОГЕННОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ/СПбГУ
В рамках лекции слушатели познакомятся с оборудованием мобильного и стационарного лидарных комплексов РЦ «Обсерватория экологической безопасности» Научного парка СПбГУ предназначенного оперативного дистанционного определения атмосферных аэрозолей, а также скорости и направления ветра. Комплекс обеспечивает сбор информации из нижнего приземного слоя атмосферы высоты до 5 км.Комплекс позволяет определять местоположение и отслеживать эволюцию естественных и искусственных аэрозольных образований в атмосфере; исследовать физическую структуру аэрозоля и оценивать интегральный размер частиц аэрозоля; дистанционно определять скорость и направление ветра на различных высотах; формировать прогноз распространения примесей в атмосфере по результатам измерений примесей и по измеренной актуальной ветровой обстановке